Покупка новой машины в нынешние времена для многих стала непозволительной роскошью. Но и ходить пешком автограждане тоже не собираются. Станут ли подержанные машины альтернативой новым, разбирался Александр Добин.

НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, одного из ведущих мировых аудиторов, в России за этот год будет продано 2,3 млн. машин – на 25% меньше, чем в 2008-м. И это оптимистичный прогноз. А если сбудется пессимистичный, продажи упадут почти в два раза – до 1,6 млн. Такую ситуацию эксперты объясняют несколькими факторами: девальвацией рубля, сокращением заработной платы и увеличением безработицы. Внесет свой вклад и нежелание банков давать автокредиты, ставки по которым уже достигли 25–30% годовых и, говорят, продолжат расти. В сложившихся обстоятельствах граждане, которые все же захотят обзавестись средством передвижения, волей-неволей обратятся на вторичный рынок – парк подержанных иномарок в стране, по прогнозам, вырастет с 1,4 до 2,3 млн. штук в год. При этом из-за недостатка средств продавцы подержанных машин станут жаднее, а покупатели – разборчивее.

Сегодня вторичный рынок – это больше 4 млн. автомобилей в возрасте до 7 лет, спрос на которые может реально конкурировать со спросом на новые машины. Речь идет в первую очередь о подержанных машинах в хорошем техническом состоянии и по вменяемой цене. Такие не редкость: за последние два месяца в продаже появились двух-трехлетние иномарки с нулями на одометре. Это наследство разорившихся дилеров, которые так и не смогли продать некогда новые машины 2007 и даже 2006 года выпуска. Нашествие варягов спровоцировало 15–20-процентное падение цен на авто с пробегом. Кроме того, с начала года рынок вторички начали пополнять и автомобили в возрасте до полугора лет: хозяева избавляются от них, не имея средств расплатиться с банком за кредит.

Однако помолодение и удешевление вторичных машин – дело временное. Ведь цены на них зависят от стоимости новых авто (в этом году они уже несколько раз дорожали). А та, в свою очередь, привязана к доллару и евро, причем обе эти валюты вот уже несколько месяцев беспрерывно растут. Поэтому с точки зрения банальной экономии покупать подержанное авто лучше всего сейчас, когда вторичный рынок практически встал.

Причем вовсе не обязательно обращаться к предприимчивым частникам – можно пойти официальным путем. Тем более что и здесь произошли значительные перемены. По понятным причинам автоперегонщики закончили свою карьеру и либо уже ушли со стихийных рынков, либо переквалифицировались в перекупщиков. Однако соперничать с дилерами, всерьез взявшимися за вторичный рынок, продавцы-одиночки все равно не в состоянии, потому что у официалов гораздо больше оборотных средств, подкрепленных специалистами сервиса и технической базой. Именно на это сделали ставку салоны, выделившие вторичку в отдельное направление.

Так, группа компаний «РОЛЬФ» открыла сразу 17 площадок в Москве и Санкт-Петербурге, организовав под вывеской «БлюФиш» выкуп и продажу автомобилей с пробегом. Это около тысячи машин ежедневно, которые можно выбрать в онлайн-режиме по цене, пробегу и возрасту. Несколько больших площадок для б/у машин оборудовала за МКАД компания «Мэйджор». «Фаворит Моторс» пошел еще дальше, организовав вместе с японцами первый общероссийский автомобильный интернет-аукцион YOSHIDA. Кроме того, летом в России открывает свои филиалы крупнейший в восточной Европе игрок на вторичном автомобильном рынке – компания «ААА Авто», имеющая на своих площадках парк в 11 тыс. единиц. Кроме машин, эти фирмы предлагают сервис, юридическую прозрачность истории автомобилей, предпродажную подготовку и гарантию на срок до одного года. Причем за те же 10–12 процентов, которые накручивают рыночные перекупщики.

ЛОЖКА МЕДА

Что касается выхода России из автомобильного кризиса, то аналитики ожидают его к концу 2012 года. Именно тогда продажи новых машин в стране достигнут уровня 2008-го. А пока рынок откатится на уровень 2006 года, когда было продано 2 млн. легковых авто. Зато к 2017-му у нас ежегодно станут находить сбыт больше 4 млн. машин. А к 2025 году на каждую тысячу жителей России будет приходиться 400 легковых машин. Таков, кстати, нынешний европейский показатель (в Америке – 750 автомобилей на тысячу человек). Ожидается, что к этому времени у нас на законодательном уровне будет принято решение об утилизации б/у авто и Россия станет третьим рынком в мире после США и Китая. Словом, пройдет каких-то 16 лет – и все наладится...

ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ

По данным «Автостата» на январь 2009 года, 50% владельцев подержанных автомобилей в связи с кризисом отказались от намерения продать авто и ждут, как будет меняться ситуация с ценами. В это же время 8% планируют купить второй автомобиль на вторичном рынке. Срочно собираются продавать свою машину 20% владельцев, аргументируя свое решение тем, что автомобиль каждый день теряет в цене. И 22% намерены продать свой автомобиль, чтобы приобрести другой.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

ВЛАДИМИР ПОПОВ,
президент компании «Фаворит Моторс»
Не секрет, что сегодня некоторые дилеры разоряются, лишаются дилерства или находятся в предбанкротном состоянии. Например, у обанкротившегося «Инком-Авто», чьи долги составляют почти 600 млн. долл., арестовано 7500 машин без пробега. После вынесения судебного решения они появятся на рынке. Но это машины 2008-го, а то и 2007 года выпуска. Вопрос: могут ли они стоить столько же, сколько новые?!

И еще вопрос: какая цена должна быть у товара, на который совсем нет спроса? Сколько могут стоить, скажем, элитные швейцарские часы, которые никто не покупает – ни за 10, ни за 5 тыс. долл.? Ответив на эти вопросы, каждый сможет понять, как обстоят дела на автомобильном рынке вообще и на вторичном рынке в частности.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

РОМАН ХАПАЕВ,
главный исполнительный директор ООО «БЛЮФИШ» (ГК «РОЛЬФ»)
В ближайшие пару месяцев покупатели и продавцы будут с выжиданием смотреть друг на друга, ничего не предпринимая. Рынок оживет лишь к маю, причем за ценовой ориентир будут взяты новые автомобили (с учетом пересмотренных цен). Мы прогнозируем подорожание автомобилей с пробегом на 5–15% и увеличение спроса на них примерно на 20%.

Покупатель уже стал более требовательным к состоянию и характеристикам подержанных авто, поэтому мы сразу исключили для себя работу с отечественными брендами. Среди остальных машин, имеющихся в наличии, самый массовый сегмент (оптимальное соотношение цены, пробега, состояния и возраста) – это иномарки 2004–2005 гг. выпуска, купленные у официальных дилеров.

"За рулем"