«Плохим бензином заправляетесь!» Кто из автовладельцев не получал такого диагноза от мастеров автосервиса? И вроде заправку навещаешь только одну, «брендовую», а всё равно регулярно «попадаешь» то на замену свечей, то на промывку инжектора - и это в лучшем случае

Сотрудники «приёмки» одного из столичных дилерских сервисов всегда держат под рукой клапаны, словно ржавчиной, покрытые густым налётом. Чтобы доходчиво объяснить клиенту, отчего у него на панели приборов постоянно загорается лампочка «проверьте двигатель». Замена этих самых клапанов тянет тысяч на тридцать.
Согласно последнему исследованию Международного центра по надзору за качеством горючего (IFQC), по качеству топлива Россия - на 84-м месте из 100. При этом ездят многие россияне на немецких и японских машинах, а эти страны в рейтинге - на первой и второй строчках. То есть чище их бензина в мире нет. Корея - тоже в первой десятке. Знают ли зарубежные производители об особенностях российской езды? Оказывается, знают. «Например, некоторые, столкнувшись с проблемами в России, вносят изменения в конструкцию двигателя», - рассказал «АиФ» Дмитрий Кузнецов, мастер автосервиса.
Лукавые числа

Главная характеристика бензина - его детонационная стойкость, то есть способность противостоять самовоспламенению в двигателе. Этот параметр характеризуется октановым числом, которое отражается в привычных названиях бензинов - 92-й, 95-й. Но, к несчастью, эти названия редко соответствуют реальности. Между тем октановое число ниже необходимого грозит неконтролируемым взрывным сгоранием в цилиндрах и разрушением деталей мотора. Если же оно выше требуемого - бензин будет гореть медленнее, повышенная нагрузка ляжет на выпускные клапаны, и они прогорят.

Производители от этого страхуются: большинство современных автомобилей умеет подстраиваться под бензин, реально поступающий в мотор. Электроника пресекает взрывное горение. Но пределы такой адаптации невелики. Если вам продали «95-й» с реальным октановым числом 92-93 единицы, то система справится. А вот на предложение переварить, скажем, «85-е» топливо мотор ответит звонким металлическим стуком.
Принудительно адаптировать мотор для работы на низкокачественном бензине можно, но готовых решений производители и сервисные центры не предлагают - это может ухудшить экономичность и экологические показатели авто. Подобные переделки - удел Кулибиных.

С другой стороны, можно поднять октановое число до требуемой величины. Об этом знают и владельцы заправок, готовые продать вам недорогие присадки. Заливаешь в бак и получаешь вместо 92-го более дорогой 95-й! Правда, мотор на высокую концентрацию присадок отреагирует преждевременным выходом из строя свечей зажигания.


Вода, смола, сера

Целый букет проблем может быть вызван условиями транспортировки и хранения бензина. От перепадов температуры в нём появляется вода, которая, в свою очередь, способна «приговорить» топливный насос и бензопровод. Выход - в применении связывающих воду присадок.

Достанется двигателю и в том случае, если в бензине повышено содержание смол (из-за хранения в открытых ёмкостях или грязных цистернах): они приведут к отложению нагара на деталях мотора. Результат - нестабильный холостой ход и… промывка инжектора.

Ещё одна беда - высокое содержание серы. Основная масса моторов её воспринимает спокойно. Но если ваше авто оснащено двигателем с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, то присутствие серы заметно снизит ресурс форсунок. Гарантийный период машина отъездит, скорее всего, без осложнений, а проблемы достанутся второму или третьему владельцу.

Обиднее всего, что проблемы, вызванные качеством топлива, ложатся на плечи владельцев. Применение плохого бензина дилер трактует как нарушение правил эксплуатации автомобиля и в гарантийном ремонте отказывает. Выход один - провести экспертизу топлива и через суд требовать сатисфакции от АЗС. Правда, затраты времени и сил на это мероприятие несопоставимы со стоимостью самого ремонта.
Мнение эксперта

Александр Осетинский, замдиректора ТСК «Автомир» по сервису:
- Проблема некачественного бензина касается как иномарок, так и отечественных машин. Чаще всего встречается превышение концентрации железосодержащих присадок. Оно влечёт замену свечей зажигания вне регламента. Причём, если затянуть с ремонтом, из-за нарушения процесса сгорания могут отказать датчик кислорода и каталитический нейтрализатор. Если в топливе превышена концентрация смол, это приведёт к повышенному нагароотложению на деталях поршневой группы и клапанном механизме. Последствия - от нарушения процесса сгорания и потери мощности до разрушения газораспределительного механизма из-за блокирования клапанов нагаром.

Источник