Как свидетельствует статистика, продажи автомобилей с каждым месяцем сокращаются. Производители и автопродавцы вынуждены искать другие источники пополнения денежных средств для поддержания своей жизнедеятельности. Наиболее надежным средством стало послепродажное обслуживание, а конкретнее - запасные части, цены на которые выросли сильнее, чем на автомобили, пишет «АвтоБизнесРевю»в июньском номере.

Первая волна подорожаний накрыла рынок в октябре прошлого года. Она была вызвана попыткой дилеров сохранить доходность послепродажного бизнеса и примерно соответствовала изменению стоимости валюты, то есть 17-25%. Вслед за дилерами стали повышать цены и производители, терпящие убытки от спада продаж и снижения их доходности.

По подсчетам заместителя начальника отдела запасных частей российского офиса Citroen Алексея Бадеева, на начало февраля подорожание запчастей составило от 6% до 20% в зависимости от марок. Генеральный директор «АвтоСпецЦентра Skoda» Виталий Грошенков оценивает рост цен в 25-30%. Истина, похоже, где-то посередине: в среднем увеличение составило 10-15%. Но, в отличие от рынка продаж автомобилей, здесь грандиозных скидок и спецакций практически не бывает.

Приводя в пример бренд Skoda, Грошенков рассказал, что за первые девять месяцев 2008 года запчасти подорожали на 15-20% - на 5-6% ежеквартально - при этом цена могла меняться не на весь ассортимент. За четвертый квартал 2008 года и первый квартал 2009 года цены на запчасти выросли примерно на 25-30% практически на все позиции. «Связано это с изменением стоимости денег, банковскими проблемами, девальвацией рубля и макроэкономическими факторами», - поделился он. Цены на запчасти Citroen выросли на 10%, на массовые бренды General Motors – на 17-19%, на североамериканские – на 35-70%. По оценке исполнительного директора по сервисному обслуживанию «АВС-Моторс» Константина Прохорова, на детали Ford цены увеличились в среднем на 10%, Chery - сразу на 50%. Комплектующие ВАЗ, ГАЗ и УАЗ в среднем подорожали на 8%. «Отпускные цены дистрибутора увеличились по причине повышения различных пошлин и стоимости бивалютной корзины, - говорит Прохоров. - Однозначно, на рост цен влияет желание производителей удержать на определенном уровне доходность марки, на фоне общего и обоснованного снижения доходности всего бизнеса».

«Цены на импортные запчасти выросли, и произошло это в основном за счет падения курса рубля, - считает руководитель направления технологий продаж запчастей «Муса Моторс» Максим Мишустин. - Наиболее заметное увеличение цен произошло у тех брендов, которые формируют прайс-лист в долларах или евро, и подорожание у них шло гораздо быстрее. У производителей, фиксирующих цены в рублевом эквиваленте, стоимость запасных частей менялась плавнее». Операционный менеджер «Ай Ти Си Авто Рус» (импортер Suzuki) Павел Волчанинов главную причину в процессе подорожания импортных запчастей видит в инфляции. Также, по его мнению, не последнюю роль сыграли подорожание сырья на мировых рынках, колебания курса иностранных валют и желание производителей компенсировать часть выпадающих доходов из-за низкого спроса на автомобили. «На наш взгляд, зачастую именно желание производителей компенсировать часть доходов по причине низких объемов продаж провоцирует изменение цен в большую сторону», - отметил он. С этим мнением согласился и руководитель отдела запчастей Volvo, Land Rover, Jaguar «Независимости» Александр Тесленко, констатировавший рост цен на запчасти «своих» брендов в размере 7-10% за счет колебания курса евро и повышения таможенных пошлин.

Чего ждать?

Рынок неоригинальных запчастей, видимо, в скором времени может даже войти в стадию подъема, ведь клиенты стараются экономить, не пользоваться услугами фирменного сервиса и не покупать дорогих оригинальных автозапчастей. Такая экономия, естественно, доступна только владельцам автомобилей с истекшей гарантией, ведь согласно политике большинства производителей, на гарантийные автомобили можно устанавливать только оригинальные запасные части.

Автостраховщики, чьи издержки по обслуживанию клиентов-владельцев полисов КАСКО увеличились, могут поднять тарифы автострахования настолько, что владельцу придется платить до 20% от стоимости авто ежегодно.

Источник