Расшифровка надписей
на наклейках
японских автомобилей


Многие водители, которые купили автомобиль японского производства, задают себе один и тот же вопрос: «Что означают наклейки с иероглифами на машинах из Японии?»

Как в советские времена, когда иностранная надпись на майке «простого советского гражданина» могла обозначать просто слово «Верблюд», так и в наше время японцы не перестают удивляться вопиющей безграмотности какого-нибудь крутого перца, который радостно разъезжает на шикарном Ниссан с рекламой и телефонами «Похоронной конторы Матимоту». Машины из Японии часто приходят с многочисленными наклейками на разных частях кузова, но большинство из них используются как украшение или реклама, и не имеют никакого отношения собственно к автомобилю.

Остановим наше внимание лишь на тех наклейках, которые имеют отношение к эксплуатации машины.

Посередине лобового стекла обычно есть квадратная наклейка государственного технического осмотра, которая выдается Министерством земель, инфраструктуры и транспорта и означает, что состояние автомобиля в результате проверки соответствует японским законам. По-японски техосмотр называется «сякэн». Без него ездить в Японии нельзя. Если хотя бы по одному из десятков параметров машина не соответствует стандартам по безопасности и экологии, наклейка не выдается. Если покупается новая машина - он выдается на 3 года, потом — на 2. Раньше в Японии машины старше десяти лет были обязаны проходить «сякэн» каждый год, но сейчас это правило отменили, теперь им тоже наклейка о прохождением сякэна выдается тоже на 2 года. Разберемся с цветами наклейки сякэна -цвет наклейки обозначает год следующего гостехосмотра, а цифра, которая находится посередине наклейки — месяц.

Для каждого года используется свой цвет, а всего задействованы 4 цвета:

1997 — зеленый цвет наклейки
1998 — оранжевый цвет наклейки
1999 — голубой цвет наклейки
2000 — сиреневый (красный) цвет наклейки
2001 -- зеленый цвет наклейки
2002— желтый цвет наклейки
2003 — голубой цвет наклейки
2004 - красный цвет наклейки

И так далее повторяется по возрастающей шкале годов – это Вы можете легко вычислить и сами. На обратной стороне наклейки эта информация продублирована (внизу). Первая цифра — год по японскому летосчислению, вторая — месяц.

Стоит подробнее рассмотреть летоисчисление Японии, т.к. оно отличается от европейского, а соответственно, и обозначения года на наклейке будут иметь совсем другие значения.

Года у них маркируются на наклейке так:

если на наклейке число, скажем, больше 50-ти, то нужно прибавить 25. Т.е. 63-й год = 1988.
если число маленькое, прибавьте 88. 8-й год = 1996. Сейчас на дворе 16-й год (2004).
«Сякэны» в 2002 году соответственно выдают до 2004, т.е. они красные и так далее.

Но обратите внимание, что на микролитражках наклейки желтого цвета. До февраля 2004 года на таких наклейках цвет значения не имеет.

В углу лобового стекла необязательно встречается часто круглая наклейка техобслуживания.

Смысл ее заключается в том, что машину проверяет специалист на предмет поломок и пригодности к прохождению и получению «сякэна». Машина осматривается на предмет надежности, целостности и состояния отдельных деталей. Это профилактическая мера, позволяющая выявить и заменить изношенные детали заблаговременно. При необходимости и по желанию хозяина машину ремонтируют. В Японии техобслуживание проходится только на сервисах с государственной лицензией. Цифры на такой наклейке обозначают дату следующего обслуживания, но это лишь рекомендация. Цвет наклейки к техническому состоянию машины отношения не имеет. Получение этой наклейки не обязательно, так как обслуживание машины можно проводить и самостоятельно. Но подавляющее большинство японцев доверяет эту работу авторизованным сервисам, которые и выдают наклейку.

На некоторых машинах сбоку или на заднем стекле может быть круглая(парковочная) наклейка со стилизованным изображением автомобиля. Она обозначает, что владелец имеет место, где хранить машину -гараж или контракт со стоянкой. Наклейка выдается полицией в подтверждение, что место для парковки этой машины у владельца имеется. Без такого места машину не зарегистрируют. Т.е. получают эту наклейку все, но просто не все потом наклеивают. От этой процедуры освобождены владельцы микролитражек, которым также положены налоговые льготы и желтые номерные знаки.

Первые 2 цифры парковочной наклейки указывают год получения этой наклейки, а если учесть, что обычно она получается при покупке новой машины и потом не меняется, то часто по ней можно судить и о годе выпуска автомобиля.

Очень распространена наклейка "JAF" - это принадлежность к Japanese Automobile Federation, всеяпонскому автомобильному клубу.

Если на некоторых машинах Вы увидите наклейки с иероглифами, то знайте, что Ваша машина укомплектована для районов с холодным климатом.

А это значит, что у вашего автомобиля может быть:

Больше аккумулятор
Мощнее генератор
Мощнее мотор дворников
Мощнее печка
Лобовое стекло и зеркала с подогревом
Другой антифриз
Другой термостат

На крышке бензобака также может быть наклейка с иероглифами, которые обозначают, что заливать надо неэтилированный высокооктановый бензин (в Японии это где-то RON 100).

Прямоугольные наклейки сзади над бампером - обычно рекламируют дилера, через салон которого машина была продана новой.

Теперь приведем таблицу наиболее часто встречающихся англоязычных надписей на автомобилях японского производства.***

*** фрагмент ниже взят с сайта http://japancar.km.ru/info/info4.htm полностью, т.к. информация носит чисто технический характер и встречается без изменения в печатных справочниках по японским автомашинам

А - ampere(s) - ампер
ABS - антиблокировочная система тормозов
А/С (air conditioner) - воздушный кондиционер
АСС - положение замка зажигания (включен стеклоочиститель, радио, прикуриватель)
АСС (accessary) - добавочное питание
ACCEL (accelerator) - педаль газа
ACL (air cleaner) - воздухоочиститель
ADJ --ADJUST - регулировка
A/F (air fuel ratio) - состав топливно-воздушной смеси
AIR FLOW METER - датчик расхода воздуха
ALB - антиблокировочная система
ALT (alternator) - генератор
ALT (altitude) - высота
AM 1 - питание первой группы контактов замка зажигания
AM 2 - питание второй группы контактов замка зажигания
АМР - см. А
ANT (antenna) - антенна
APS - режим перемотки "автопоиск паузы" в магнитофоне
ASM (assembly) - сборка
А/Т - автоматическая трансмиссия
ATDC - после верхней мертвой точки
ATF (automatic transmission fluid) - жидкость для автоматической трансмиссии
ALTO (automatic) - автоматический
В (battery)- батарея
BACK UP - задний ход
BAND - диапазон (у радиоприемника)
BARO (barometric pressure) - атмосферное давление
ВАТ - см. В
BEAM - дальний свет
BELT - ремень
BLOWER MOTOR - мотор отопителя салона (он же -кондиционера)
BOOST - величина вакуума во впускном коллекторе
BRAKE - тормоз
BREAKER - тепловой размыкатель (предохранитель многократного действия)
BTDS - до верхней мертвой точки
С - см. CONTROL
САС (charge air coder) - охладитель всасываемого воздуха
CAM-CAMSHAFT - распределительный вал
СС - кубический сантиметр
CDS FAN (condenser fan motor) - мотор вентилятора, охлаждение конденсора (радиатора кондиционера)
CHECK - проверка
CHECK CONNECTOR - проверочный разъем
CHG - CHARGE - зарядка
CHOKE - воздушная заслонка
CI - центральный впрыск
CIG FUSE - предохранитель прикуривателя
СКР (crankshaft position) - положение коленчатого вала
СМН (cold mixture heater) - нагреватель топливной смеси
СМР (camshaft position) - положение распредвала
СО (carbon monoxide) - окись углерода
COLD - холод
CONTROL - управление
CRANK (crankshaft) - коленчатый вал
D - DRIVE - движение
DEF (defogger) - размораживатель , подогрев заднего (переднего) стекла
DI (distributor ignition) - распределить зажигания
DITRIBUTOR - трамблер
DOHC (double overhead camshaft) - двойной распредвал в головке блока
DOME - панель приборов, салон
DOOR CONTROL - управление дверью
DOWN - вниз
DTS (diagnostic trouble code) - коды самодиагностики
DTM (diagnostic tast mode) - режим диагностики
E - END - конец (топлива)
Е - EARTH - "земля" (корпус)
EAI - подача воздуха в выпускную систему
ЕВСМ (electronic brake control module) - электронный блок управления тормозами
ЕСС ( emission control computer) - блок управления выбросами (испарениями) двигателя
ECI - электронный центральный впрыск (тоже CI)
ЕСМ (engine control module) - см. ECV
ECON - ECONOMY - экономичный (режим работы)
ЕСТ (electronic control transmission) - электронное учравление трансмиссией
ЕСТ (engine coolant temperature) - температура двигателя
ECU (electric control unit) - электрический блок управления
EFI - электронный впрыск топлива
EGR (exhaust gas i ^circulation) - возврат выхлопных газов
ENG - ENGINE - двигатель
EPS - электронное управление амортизаторами
EST-S - см. ЕСТ
EVAP (evaporative) - система отсоса паров (из бензобака)
F (front)- перед
F (full) - полный (уровень топлива)
F (или FF). FORWARD - вперед
FAST - быстро
FAN MOTOR - мотор вентилятора
FAN I/UP RELAY - реле повышения оборотов холостого хода при включении вентилятора
FC (FCUT) - FUEL CUT - отсечка топлива
FL (fusible link) - предохранительная вставка
FLUID - жидкость
FOG LIGHTS - противотуманные фары
FP - см. FUEL PAMP
FREE - свободно
FUEL - топливо
FUEL PAMP - топливный насос
FUSE - предохранитель
FUSIBLE LINK - предохранительная линия
FWD (front wheel drive) - передний привод
GAUGE - датчик
GLOG PLUG - свеча накаливания
Н (hard) - жестко (режим подвески)
Н (hocr) - час
Н или Hi (high) - высокие (обороты), высокая (передача, температура)
НАС (high altitude compensation) - система компенсации атмосферного давления
HAI (hot air system) - система подачи горячего воздуха во впускной коллектор (при работе двигателя на сильном морозе)
HAZ (hazard) - аварийная сигнализация
HEAD LN - левая фара
HEAD RH - правая фара
HEAD RH LWR - правая фара ближнего света
HEAD RH UPR - правая фара дальнего света
HORN - сигнал
НОТ - горячий
HTR (heater) - нагреватель
IAC (idle air control) - управление воздухом в режиме холостого хода
IDL (idle) - холостой ход
IDL/UP - см. I/UP
IG (IGN) - igniter - коммутатор
IG (IGN) - ignition - зажигание
IGNITION COIL - катушка зажигания
НА - ignition integral assemble - интегральная сборка зажигания
INJECTOR - инжектор
INT - interval - интервал
I/UP - idle up - увеличение оборотов холостого хода
L (low) - низкие (обороты), низкая (передача, температура)
L (left) - левое (зеркало, положение)
LEVEL - уровень
LF (left front) - левый передний
LH (left hand) - левая рука
LO - см. L
LOCK - блокировка
LR (left rear) - левый задний
LS (left side) - левый боковой
М (medium) - середина
М (memory) - память
М (minute) - минута
М см. MANU
MAP (mass air flow) - измеритель объема воздуха
MAIN RELAY - главное реле
MAN - см. MANU
MANU - ручное (управление, регулировка)
МС (mixture control) - управление составом смеси
MIL (malfunction indicator lamp) - лампа неисправности ("check")
MIRROR - зеркало заднего вида
MODE - выбор режима
MPI - многоточечный впрыск
М/Т - механическая трансмиссия
N - neutral - нейтральное (положение)
N - normal - нормальное (состояние)
0/D - over drive - повышенная передача
2 WAY 0/D - автоматическое отключение повышенной передачи
ОНС - (overhead camshaft) - распредвал в головке блока цилиндров
OFF - выключено
OIL - масло
ON - включено
OX SENSOR - датчик кислорода
Р - PARKING - стоянка
РСВ (POWER CB) - power control block - силовой блок управления (обычно блок управления дверьми, стеклами)
PCV (positive crancase ventilation) - система вентиляции картера
PPS (progressive power steering) - система управления усилия на руле
PRE HEATING TIMER - реле времени предварительного нагрева (обычно свечей накаливания)
PUMP - насос
PULL - потянуть
PUSH - нажать
PWR (power) - мощностной режим
QUICK - быстро
R (return) - возвращение, назад
R (right) - правое (зеркало, положение)
RDI FAN (radiator fan motor) - мотор вентилятора радиатора охлаждения двигателя
REAR DOOR - задняя дверь
REAR WASHER MOTOR - мотор заднего отмывателя стекла
REAR WINDOW DEFOGGER - обогреватель заднего стекла
RELAY - реле
RESET - установка
REV (reversal) - изменение направления
RICH - богатая (смесь)
R.P.M. - обороты в минуту
RR - REAR - задний (например, RRDEF - задний размораживатель)
RTR MOTOR - retract motor - мотор открытия-закрытия фар
S (soft) - мягкий
SAE (Society of Automotive Engineers) - общество автомобильных инженеров
SEAT HTR - seat heater - подогрев сидений
SEEK - поиск
SELECT - выбор (режима)
SENSOR - датчик
SET - установка
SLOW - медленно
SOHC (singl overhead camshaft) - один распредвал в головке блока
SPD - SPEED - скорость
SPORT (S) - спортивный (режим)
ST - STARTER - стартер
SUN ROOF - люк в крыше автомобиля
S/W (switch) - выключатель
TAIL - габаритные (огни)
ТВ (throttle body) - блок дроссельной заслонки
TEMS(Toyota electronic modolated suspension) - см. EPS
TDS (top dead center) - верхняя мертвая точка
TEMP (temperature) - температура
THROTTLE POSITION SENSOR - датчик положения дроссельной заслонки
THA - temperature heat air - температура воздуха
TGH - температура выхлопных газов
THW - temperature heat water - температура воды ("Тосола")
TRN - TURN - поворот
TURN RELAY - реле поворотов
UP - вверх
VACUUM SENSOR - датчик вакуума
VALVE - клапан
VSV (vacum solenoid valve)- электромагнитный клапан на вакуумной магистрали
WARMER - нагреватель
W (warning) - предупреждение
WASHER - омыватель
WATER - вода
WD (wheel drive) - ведущие колеса
WIPER - стеклоочиститель
WINDOW стекло
WS (wheel steer) - управляемые колеса
4WD (four wheel drive) - полный привод
4А/Т - четырехскоростная автоматическая коробка передач

По материалам сайтов:
http://japancar.km.ru/info/004.html
http://japancar.km.ru/info/info4.htm