Только Skoda умеет показать русским Россию



Фото Сергея Асланяна

Только Skoda умеет с невероятным размахом показать русским их Россию. И для этого устраивает регулярные марш-броски в глубину страны, в те самые места, куда Макар остерегался гонять телят. Три года назад Skoda провела экспедицию Москва – Владивосток на Octavia Scout, а этим летом нам продемонстрировали Байкал, устроив экологический лагерь прямо на берегу и снабдив его транспортом с биологическим названием Yeti.
Десять машин c двигателями 1.8 TSI (160 л.с., 250Нм) и механическими шестиступенчатыми коробками передач, юрты, горячая вода, электричество и канализация, обостренно свежий воздух и чистый Байкал в нескончаемом количестве. Задача – покататься по Баргузинскому заповеднику на Yeti, не сломать ни машину, ни природу, порадоваться за страну и людей и вернуться в цивилизацию с пониманием масштаба России и экологической хрупкости природы.
Дацан, по-русски монастырь. Это большой комплекс из двух десятков строений

Вступлением в тему был предварительный день разминки, когда столичным снобам Skoda показала умело сочетаемую эклектику буддистского дацана и деревни староверов.
В Иволгинском дацане место найдется всем. И людям, и животным, и вере, и суеверию…

На стоянке перед Иволгинским дацаном скалой выделялся Magirus с германскими номерами, обветренный всеми ветрами, изъездивший суровое бездорожье России и вставший на временную стоянку возле храма чужой и непонятной культуры.
Magirus Deutz. На таких машинах мы строили БАМ. На крыше виднеется запас дров: эти немцы опытные путешественники.

Рядом машина с монгольскими номерами, остальные автомобили наши, из Иркутска, Читы и со всей Бурятии. Буддизм в этих местах считается официальной религией, хотя на самом деле сильно уступает шаманизму. На Будду надейся, а с шаманом не плошай. В духов, находящихся всегда где-то рядом, население верит сильней, чем в Будду, для общения с которым надо куда-то непременно ехать. Иволгинский дацан «Хамбы́н Сумэ́» – место религиозно-просветительское. Здесь можно помолиться всласть, роняя тело на деревянную подставку или вращая барабан счастья, а можно поучиться в буддийском институте «Даши Чойнхорлин» на одном из четырех факультетов (философском, тантрическом, иконографическом или медицинском). Потрясенные столичные люди ходили по территории, разглядывали диковины, среди которых запрещенный к фотографированию вариант рая, в надежде на лучшую долю зачем-то хватались за барабаны счастья и всячески лезли в чужие обряды, смысл и последствия которых не понимали. На территории изредка случаются люди в красных одеяниях самого религиозного вида и молча посматривают на приезжих. Вокруг культовых сооружений понастроены обычные русские избушки. Это кельи студентов. Местные рассказывают, что среди них есть один предатель христианства из глубины России, приехавший за буддизмом потому, «что это ясная и осмысленная религия».
Молоденькие староверки с детства играющие обряд свадьбы.

И тут же на контрасте с интересным, но непонятным, оглушенных чужым миром людей, Skoda повезла в деревню староверов Десятниково, впервые упоминаемой в документах в 1746 году. Староверы изрядно помыкались по свету, прежде чем осели под Улан-Удэ. Сначала они под натиском религиозной реформы оказались в Княжестве Польском, а потом их кинули на Байкал, кормить хлебом казаков. Сел с отголоском этого религиозного уклона в округе много (Тарбагатай, Большой Куналей, Куйтун), но именно в Десятниково додумались показывать приезжим обряды, специализируясь в основном на свадьбе. Играют ее резвые бабушки с душой и размахом, аккомпанируя себе аккордеоном и слаженным хором исключительно женских голосов. Мужики, как это часто бывает, в такие игры не играют. В разговоре с единственным местным, найденным для контакта, выяснилось, что он не старовер, а тракторист, а вот его сестра и все родственники по женской линии, они, действительно, староверы. Деревня огромная, но 58 домов уже покинуты. Хотя жизнь тут все равно в наличии. Прямо на улице мальчишки гоняют мяч, двое подростков на крыльце закрытого (по случаю выходного) фельдшерско-акушерского пункта слушают музыку в мобильном телефоне и на каждом дворе обязательно торчит куском марсианской жизни спутниковая антенна.
Десятниковский старовер-тракторист Николай Евстафьевич. После смерти жены у него осталась лишь одна радость в жизни – вот этот щенок…

Обычная картина здешних мест…

Финалом в путанице культур и наследий стала устроенная Skoda встреча с настоящим шаманом. Он приехал уже на следующий день, в юрточный лагерь Baikal Experience, выждав логичную паузу для осознания событий предыдущего дня. В красочной национальной одежде, на фоне закатного неба, на берегу Байкала, шаман произнес несколько заклинаний, обрисовал круг своих возможностей, например, навык влиять на погоду и устроил личный прием каждому желающему, старательно возвращая изношенным Москвой организмам утраченное здоровье. Народ тут же массово поверил в шаманизм, позабыв о родном православии и с готовностью принял обряд. Более скептичные китайцы из предыдущего заезда журналистов в шамана демонстративно не поверили и удостоились гнева духов, которые по просьбе огорченного служителя культа устроили дикий шторм с дождем и натиском ветра, парящими в ночном небе биотуалетами, порхающими палатками и летающими тарелками с камбуза.
В прошлом журналист, а ныне шаман…

И только после всех этих культурно-шоковых мероприятий Skoda подпустила журналистов к автомобилям.
Чтобы не отрывать чрезмерно занятых столичных людей от их повседневного телевизора, тапочек и вечернего пива, машины доставили сразу к месту действия, минуя долгий перегон от Москвы до берега озера. Но именно из-за этого случилось много проблем. Самая серьезная – в регионе уже нет водителей, умеющих пользоваться механической коробкой передач.
Yeti на фоне Байкала: чудо техники возле чуда природы

Целые поколения людей выросли на праворуких японках с автоматом и если пересесть на непривычное для себя место в левый угол автомобиля они еще могут, то совладать с тремя педалями и непонятным алгоритмом переключения они не в состоянии. Вне зависимости от пола и стажа, тем более, что блондинок в этих местах почти нет… Поэтому Yeti получили по водителю, незнакомому со сцеплением, рычагом, шестью передачами и явно лишней педалью. Но машины оказались крепче людей и не смотря на тяготы взаимной неприязни до берега озера добрались. При этом водители горевали, мучились и с невероятным самоотречением вспоминали езду на механике, к концу пути кое-как привыкнув к европейскому чуду, давно забытому японцами.
Массовые саперные работы. В песке закопались почти все…

Трассы вокруг лагеря готовил один из самых умелых знатоков бездорожья в нашей стране Алексей Мочалов. На командирском Yeti он объехал окрестности и в итоге прорисовал легенду песчаного и горного спецучастков. На брифинге Алексей предупредил: «На трассе дежурят внедорожники технической поддержки. Каждому из вас предстоит хотя бы по одному разу основательно закопаться, поэтому в машинах кроме лопат и санд траков лежат телефоны с зашитым номером эвакуатора. Звоните» Сферу применения кроссоверов до сих пор не все разгадали. Официально считается, что они ничего не умеют и нужны лишь для имиджа и преодоления сугробов во дворе. На самом деле кроссовер гораздо способней. Он умеет в удобстве довезти городские тела до удаленной рыбалки, показав достоинства дорожной машины, а затем протрясти по бездорожью, серьезно борясь с буераками. Предел его возможностей – лунный рельеф с ямами размером в машину. В остальных случаях он боец, особенно если повезет с водителем.
В глубоких песках байкальских пляжей

Байкальским Yeti с водителем повезло не всем. Большинство умело зарылись в песок, попробовали себя в роли саперов, от безысходности изучили природу вокруг, после чего на веревке поехали на земную твердь. Невозмутимый джипер на Isuzu Rodeo умело дергал Yeti из пучины, как дед с бригадой родственников репку – тянул, выдергивал, вывозил на дорогу, опять ехал, опять тянул…
Борьба дедки & Co за вызволение репки

Зато всем очень понравилось разгонять при помощи Yeti лужи. Сложность заныривания была в скорости. Въехал чуть быстрее – ударился защитой о грунт или залил все под капотом и лег на берег сушиться. Поехал медленно – просто утонул, безо всяких затей. Но горожане угадали нужную скорость и с удовольствием погнали волну. Со стороны картина получалась непривычная. Чистенький, аккуратный Yeti с разгону влетает в жижу, поднимает ее до уровня крыши, скрывается под волной грязи, выпрыгивает на берег и вполне восторженно фыркает, как хулиганистый щенок, стряхивающийся на хозяина. По идее, стоящую вертикально волну мрачной жижи видел каждый. Но обычно под ней скрывается отважный внедорожник, а не симпатяга-кроссовер.
«…и сея пучина поглотила ея…»

Горный маршрут подразумевал грунтовую дорогу в тайге, хотя в свободное от машин время это русло ручья, несущее с вершин талые воды в чистый Байкал… Кроме Yeti по этим кручам ползают наши УАЗовские «Буханки» (УАЗ-2206) и могучий полный привод Японии. Но не зря кроссовер многолик и тем лучше гоняет по бездорожью, чем активней и опытней его водитель. Не справившихся не нашлось. На берег к деревне браконьеров выехали все. Хотя в предыдущей группе с иностранцами заграничная пресса в одном месте все же спасовала, поскольку часть маршрута прямо с горы пролегла по байкальской воде, а далеко не все в Европе знают, что ехать можно даже по дну, ничего не видя под колесами.
В свободное от машин время тут стекают талые воды

На дорожной резине R17 и литых дисках здесь ездить нелегко

Дорогу по дну озера осилили не все. Иностранные журналисты из предыдущей группы повернули назад…

Skoda Yeti Baikal Experience – проект быстрый (лишь на месяц), но многосерийный. Всего в гости на Байкал призвано пять групп изо всех стран, где продаются автомобили марки Skoda. Поэтому организатор затеи Алексей Мочалов поселился на берегу, регулярно наведываясь в Улан-Удэ. Быстрый автобус преодолевает дистанцию (265 км) от лагеря до города часов за шесть, местный житель на машине с большими колесами и полным приводом часа за четыре. Мочалов – за два.
Алексей Мочалов в ожидании парома не тратит время зря

И его марш-броски туда - обратно стали лучшей рекламой Шкоды в регионе. До него здесь машину с зеленой волосатой стрелой никто не видел. И вдруг, по грейдеру, сквозь тайгу, стал носиться оголтелый аппарат красивой наружности с непроизносимым именем, обгоняющий абсолютно любую машину, проходящий повороты в управляемом заносе и выходящий на обгон по безошибочной траектории. Улан-Удэ город некрупный и все друг друга знают (численность населения по состоянию на 2009 год – 340200 человек). Поэтому уже на третий день к Мочалову стали подходить местные со словами «Ну ты вчера меня классно объехал! А что за машина такая?». Позитивные эмоции через край, общечеловеческого любопытства в избытке, внимание к автомобилю 100%.
На этой местной заправке топливо Аи-92 стоит 24.20руб за 1 литр

По идее, среднестатистический владелец кроссовера ведет себя скромней и столь решительно не ездит. И из-за недоверия к возможностям машины, и по причине боязни технических последствий. Но потенциал, конструкция, исполнение, качество автомобиля так ездить позволяют. Проведенная весной разведка маршрутов проходила в таком же резвом режиме. После 7000 км по Забайкалью, технический аудит разведывательного Yeti показал его полную исправность. Даже остаточный ресурс амортизаторов составил 80%.
Организаторы затеи из московского офиса Skoda настолько уверены в Yeti, что не взяли с собой на Байкал никакой технической поддержки. Только сами машины и ни одного механика из фирменного сервиса, ни одного комплекта инструментов и никакого склада запчастей. И за все время путешествия по берегам и окрестным лесам Байкала лишь спущенные колеса, одно поджаренное сцепление и мелкие царапины по кузову. Yeti не испугались даже местного бензина. На лючке бензобака строго предписан 98й, но в этих краях он не существует, а 95й считается редчайшим деликатесом. Поэтому Yeti кормили 92ым местного розлива, заправляя машины в ближайшем населенном пункте Усть-Баргузин наравне с изнуренной и непритязательной местной техникой.
Skoda Yeti Baikal Experience - мероприятие очень смелое. По калибру не на много меньше Scout Experience 2007 года. Иностранцы любят Россию. Но только Skoda, благодаря талантам людей из московского офиса, выражает ее настолько решительно, душевно и открыто.

Текст и фото Сергея Асланяна