На улицах Праги нет «драных» машин



Фото Сергея Асланяна

Обычный разговор с любым чехом в прежние годы непременно начинался, продолжался и заканчивался фразой «Корунок нема!» - «Денег нет!». Жизнь позволяла жаловаться направо и налево. Потом чехам полегчало, их перестали мучить строительством социализма, национальная гордость – завод Шкода – окреп под флагом Фольксвагена, а экономике от Варшавского договора перешла на общеевропейский рынок.
Сегодня Прага, некогда бывшая территорией Австро-Венгрии, стала настоящим европейским городом. Никаких отголосков дружбы с Советским Союзом, везде сплошной Запад. Самое заметное отличие нынешней Праги – на улицах не стало драных машин. Есть неновые, есть немодные, но нет московской рванины, обглоданных Жигулей и Трабантов, нет шахидов и цыган. Транспортный поток равномерно катится по обширной брусчатке и состоит из европейских машин с ярко выраженным немецким уклоном. Французских машин поменьше. Много Шкоды. И совсем не видно машин для бедняков – ни Логанов, ни Жигулей. А еще на улицах Праги нет Азии. Ну, про Китай даже говорить не приходится. Чехи поставили им жесткие барьеры, охладили презрением и успокоили отсутствием внимания. Но ведь в городе почти нет и корейских машин, и совсем изредка случаются машины японские. Американцев всего два – один Dodge Ram - работает тягачом и возит прицеп с малярами и красками, второй - Grand Cherokee аккуратно толкается наравне со всеми в пробках и не провоцирует в окружающих желания подвинуться или спрятаться. Зато в Праге ощутимо мелькают Ferrari, в наличии Maserati, есть Bently, а также кабриолеты BMW.
Бензин в Чехии дорогой. Самый дешевый литр 92го – от 52 рублей. Дизель стоит на пару рублей меньше. Самый дорогой бензин упирается в 60 руб. Примечательно, что в городе топливо дешевле, а на трассе, по мере удаления от больших городов, он ощутимо дорожает.
Чехи молодцы. Они сделали из своей любимой столицы жемчужину Европы и нагнали туристический трафик сильней парижан. В Старом городе, вокруг Вацлавской площади, круглосуточный час пик из иностранцев, заглянувших сюда со всего мира посмотреть на седую старину, при этом далеко не все из них пьют пиво, хотя и готовы полюбопытствовать по его поводу. А поскольку иностранец тяготеет еще и к увеселениям, по центру их готовы покатать и на пароконных каретах, и на раритетных автомобилях забытых брендов Praga и Tatra. Машины в идеальном состоянии музейного экспоната стоят по обе стороны Карлова моста и за 1200 крон (1евро=24 Кроны) готовы катать пассажиров в 40 минутном ознакомительном туре.

Фото Сергея Асланяна


Удивительная Tatra-11 1923 модельного года от рождения получившая двухцилиндровый оппозитник воздушного охлаждения завелась с пол-оборота. Талантливый Ганс Ледвинка сконструировал агрегат, отлично работающий даже спустя 70 лет. Внимательный взор под колесную арку, куда выведена головка блока, обнаружил по две свечи зажигания на цилиндр. В 20е годы это было важным решением, поскольку надежность свечей была вне критики. А сегодня, когда свечи заметно улучшились в качестве, рабочей стала лишь одна, а вторая красуется заглушкой. Трансмиссия, подвеска с фрикционными амортизаторами, приборы – все сохранено. Даже надпись Tatra на заднем фонаре стоп-сигнала аутентично просвечивает сквозь красное стекло.
Фото Сергея Асланяна

Великий Ледвинка не осенил своим талантом машины марки Praga, поэтому они больше Татры похожи на нормальный автомобиль, но сопоставимо привлекательный необычными эмблемами и правым расположением руля. Машин этой марки гнездилось целых три, все на ходу, почти на 100% оригинал, за исключением багажного кофра, обшитого вполне современным кожзаменителем.
Ну, а самое главное – чехи больше не говорят «Корунок нема», теперь у них все в порядке.
Сергей Асланян