Судьбу титула в чемпионате Формулы-1 может решить запас моторов



Фото crash.net, Bridgestone



<noscript>
</noscript> <noscript></noscript>


Итальянское автоспортивное издание 422race.com подсчитало степень износа двигателей среди претендентов на титул чемпиона Формулы-1. По мнению портала, этот фактор в двух последних гонках сезона может стать определяющим.
На сезон для каждого пилота отводится только восемь моторов - за использование девятого гонщик наказывается штрафом в виде потери 10 мест на старте. Ни один из пилотов, претендующих на титул, уже не сможет безнаказанно воспользоваться абсолютно свежим мотором - каждый из них хотя бы по разу использовал все восемь двигателей.
В то же время использование более свежего двигателя дает пилоту определенное преимущество, так как с исчерпанием ресурса мощность мотора падает. Средний срок жизни двигателя составляет три гонки, хотя в некоторых случаях он может быть большим или меньшим, в зависимости от типа трасс, на которых он использовался.
Для своего анализа итальянские журналисты воспользовались отчетами, которые публикует после каждого Гран-при делегат FIA Джо Бауэр. Правда, в этих отчетах не учитывается ситуация с использованием моторов в свободных заездах (команды в целях конфиденциальности также не публикуют подобную информацию), а стоит отметить, что во время пятничных тренировок многие пилоты проезжают большую дистанцию, чем в гонке.

Начало сезона обернулось для обоих пилотов Ferrari потерей сразу двух моторов. В конструкцию двигателя были внесены изменения, и их надежность повысилась, но к концу сезона гонщики Скудерии оказались в непростой ситуации. <b><big>Ferrari</big></b>
Как отмечают журналисты 422race.com, несмотря на то, что в нынешнем сезоне двигатели на болидах Red Bull отказывали чаще, чем на Ferrari (три отказа против двух на итальянских машинах), гонщики Скудерии оказались в более сложной ситуации с моторами. Так, у лидера чемпионата Фернандо Алонсо каждый из моторов использовался не менее чем в двух гонках, и их ресурс в большой степени исчерпан.
В Бразилии, вероятнее всего, Алонсо выступит на том же моторе, что и в Южной Корее. Благодаря дождю, нагрузка на силовую установку в корейской гонке оказалась не слишком высокой. Однако этот же двигатель применялся и в Бельгии - одной из самых "моторных" трасс чемпионата.
В Абу-Даби инженеры смогут установить на болид испанца двигатель, использовавшийся в Германии и Венгрии. Интересно, что один из восьми моторов Алонсо не участвовал в гонке ни разу - это тот самый двигатель, что использовался во время первого Гран-при сезона в Бахрейне. Он был заменен после квалификации из-за перегрева и в дальнейшем использовался на свободных заездах, вплоть до его отказа на тренировке в Китае.
У другого гонщика Ferrari, Фелипе Массы, ситуация более комфортная, но лишь благодаря тому, что он уже однажды получил штраф за установку девятого мотора - это произошло в Сингапуре. Тот же двигатель использовался и в двух последующих Гран-при, и таким образом его "боевой" ресурс исчерпан.
Однако в распоряжении бразильца есть два двигателя, каждый из которых прошел только одну гонку. Правда, это как раз две самые сложные для мотора трассы - бельгийская Спа и итальянская Монца. Тем не менее, ресурс этих двух двигателей достаточен для того, чтобы пройти дистанцию двух последних Гран-при сезона. Правда, Фелипе Масса не претендует на титул, однако в случае успешного выступления способен помочь своему напарнику по команде, отобрав очки у его конкурентов.
Фернандо Алонсо

Мотор №1 - Бахрейн (до и во время квалификации), позже на тренировках - отказ Мотор №2 - Бахрейн (после квалификации), Китай Мотор №3 - Австралия, Малайзия - отказ Мотор №4 - Испания, Монако, Турция Мотор №5 - Канада, Европа, Великобритания Мотор №6 - Германия, Венгрия Мотор №7 - Бельгия, Корея Мотор №8 - Италия, Сингапур, Япония Фелипе Масса

Мотор №1 - Бахрейн (до и во время квалификации), позже на тренировках Мотор №2 - Бахрейн (после квалификации) Мотор №3 - Австралия, Малайзия, Китай Мотор №4 - Испания, Монако, Турция Мотор №5 - Канада, Европа, Великобритания Мотор №6 - Германия, Венгрия Мотор №7 - Бельгия Мотор №8 - Италия Мотор №9 - Сингапур (после квалификации), Япония, Корея

Несмотря на отказ двух моторов на болиде Уэббера в первых гонках сезона, именно Марк в финале чемпионата оказался в наиболее выгодном положении с точки зрения запаса двигателей. <b><big>Red Bull-Renault</big></b>
В непростой ситуации оказался и Себастьян Феттель из команды Red Bull. Его восьмой мотор в Южной Корее участвовал во втором по счету Гран-при, однако отказал по ходу гонки. Таким образом, немцу придется использовать седьмой мотор, который уже прошел гонки в Италии и Сингапуре, однако его ресурса не хватит на оба оставшихся Гран-при.
Таким образом, Феттелю придется применять один из более ранних двигателей, которые также очень серьезно изношены. Формально его первый двигатель, стартовавший в Бахрейне, прошел лишь один Гран-при, однако в дальнейшем он активно использовался на свободных заездах, и таким образом его установка на болид в гонке маловероятна.
А вот другой гонщик Red Bull, Марк Уэббер, напротив, находится в наиболее выгодном положении. Несмотря на то, что на машине Марка моторы отказывали дважды, ему удалось более эффективно распорядиться ресурсом остальных своих двигателей, и восьмой из них был установлен лишь во время Гран-при Южной Кореи, причем уже после свободных заездов.
Более того - так как гонка стартовала под дождем и в режиме машины безопасности, а всего через два "боевых" круга австралиец вылетел с трассы, его двигатель остался практически новым - серьезная нагрузка на него легла разве что в квалификации. Именно этот мотор Марк и будет использоваться в двух последующих Гран-при. А при необходимости он сможет перейти на свой предыдущий двигатель, который использовался в Сингапуре и Японии.
Себастьян Феттель

Мотор №1 - Бахрейн Мотор №2 - Австралия, Малайзия Мотор №3 - Китай (после тренировок), Испания, Монако Мотор №4 - Турция, Канада Мотор №5 - Европа, Великобритания Мотор №6 - Германия, Венгрия, Бельгия Мотор №7 - Италия, Сингапур Мотор №8 - Япония, Корея - отказ Марк Уэббер

Мотор №1 - Бахрейн, Австралия - отказ Мотор №2 - Малайзия (после тренировок), Китай - отказ (во время практики в Турции) Мотор №3 - Испания, Монако, Турция Мотор №4 - Канада, Европа Мотор №5 - Великобритания, Германия, Венгрия Мотор №6 - Бельгия, Италия Мотор №7 - Сингапур, Япония Мотор №8 - Корея

Единственный отказ мотора Mercedes на болиде McLaren произошел в Монако и стал следствием ошибки механика. <b><big>McLaren-Mercedes</big></b>
Гонщики McLaren, на болидах которых установлены моторы Mercedes, самые мощные в современной Формуле-1, использовали их достаточно равномерно. График смены двигателей у Дженсона Баттона и Льюиса Хэмильтона оказался совершенно идентичным - даже несмотря на то, что Баттон, в отличие от своего партнера, однажды все-таки столкнулся с отказом двигателя.
Произошло это на Гран-при Монако, и виной тому стала забытая одним из механиков перед стартом заглушка системы охлаждения. Однако этот двигатель в любом случае проводил в Монте-Карло свою последнюю гонку, и это никак не повлияло на последовательность использования двигателей для действующего чемпиона мира.
На настоящий момент в активе каждого из гонщиков осталось по два двигателя, прошедших дистанцию двух Гран-при, и еще по одному, которые использовались лишь однажды - на Гран-при Бельгии. Правда, вполне возможно, что именно этот мотор впоследствии применялся во время свободных заездов.
Ситуация, с одной стороны, не вполне идеальная, однако не стоит забывать, что шестой мотор Льюиса Хэмильтон, хотя формально использовался в двух Гран-при, в Италии и Сингапуре, на самом деле достаточно свежий - ведь в обеих этих гонках британец до финиша не добрался. Причем в наиболее "тяжелой" для двигателя гонке в Монце Хэмильтон не проехал и круга, таким образом почти не нагрузив мотор.
У Дженсона Баттона ситуация сложнее - оба его последних мотора прошли по две гонки полностью. А вот в Бельгии, после аварии с Феттелем, он финишировать не смог. Правда, в той аварии двигатель мог быть поврежден - болид немца пробил радиатор охлаждения на McLaren Дженсона.
Но так или иначе, двигатели Mercedes не только самые мощные, но и самые надежные в чемпионате, и их ресурс для пилотов не столь критичен. При необходимости в двух оставшихся Гран-при Баттон сможет использовать те моторы, что уже прошли по две гонки.
Гран-при Бразилии состоится в ближайшие выходные, 5-7 ноября. А спустя всего неделю в Абу-Даби пройдет финальная гонка чемпионата мира, на которой, вероятнее всего, и будет определен победитель.
Дженсон Баттон

Мотор №1 - Бахрейн
Мотор №2 - Австралия,
Малайзия Мотор №3 - Китай (после тренировок), Испания, Монако - отказ Мотор №4 - Турция, Канада, Европа Мотор №5 - Великобритания, Германия, Венгрия Мотор №6 - Бельгия Мотор №7 - Италия, Сингапур Мотор №8 - Япония, Корея Льюис Хэмилтон

Мотор №1 - Бахрейн Мотор №2 - Австралия, Малайзия Мотор №3 - Китай (после тренировок), Испания, Монако Мотор №4 - Турция, Канада, Европа Мотор №5 - Великобритания, Германия, Венгрия Мотор №6 - Бельгия Мотор №7 - Италия, Сингапур Мотор №8 - Япония, Корея
Эльмир Валеев