Ремонт по правилам

Главным документом для любого автосервиса (вне зависимости от того, за какой ремонт он берется - гарантийный или нет) являются «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств». Это редкий пример правительственного документа, который реально стоит на защите прав автовладельцев. Только не все о нем знают.

«ИП» отобрал наиболее интересные пункты «Правил…». Прежде чем начинать «качать права», мы рекомендуем всем автомобилистам самым внимательным образом ознакомиться c ними. На всякий случай сообщаем: документ, на который мы ссылаемся, принят постановлением правительства России 11 апреля 2001 года за номером 290 и действует на всей территории страны, как и «Закон о защите прав потребителя», который эти «Правила…» дополняют.

1. Как ни печально, «Правила…» распространяются только на тех, кто использует автомобиль для «личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Для большинства из нас это ограничение ровным счетом ничего значит, но имейте в виду: если сервис сможет доказать, что вы чините машину, которую используете для извлечения прибыли (скажем, занимаясь частным извозом), то «Правила…» на вас не распространяются.

Вот пример: в начале 2003 года Николай С. пытался отсудить компенсацию за задержку ремонта «Газели». Однако сервисный центр представил суду доказательства того, что клиент использовал автомобиль как частный предприниматель - развозил на нем грузы. Поэтому компенсации Николай не получил.

2. Если нахамил мастер или произошла другая мелкая неприятность в общении с персоналом, потребитель может очень просто испортить жизнь конкретному сотруднику сервиса. В соответствии с пунктом 11 каждая станция технического обслуживания, независимо от ее размеров и формы собственности, должна иметь книгу жалоб и предложений. В любой момент потребитель может, как в магазине, потребовать ее выдачи на руки и высказать на ее страницах свои впечатления как о работе конкретного сотрудника, так и о деятельности сервиса в целом.

3. Всякая операция на сервисном центре должна сопровождаться наряд-заказом. Исключение, согласно пункту 17 «Правил…», составляют только те действия, за которыми вы непосредственно следите. Это сделано для того, чтобы избежать лишней писанины при мойке, диагностике, подкачке шин и прочих мелких операциях. Однако в случае претензий к сервису отсутствие скрепленного подписями договора никак не должно вас смущать: вполне достаточно будет чека, счета или жетона.

Хозяйке ВАЗ-21099 Людмиле Сырковой мастер «Ростокино-Лада» предложил при возврате машины дополнительно оплатить мойку и полировку автомобиля. Однако юридически подкованная женщина не растерялась и предъявила мастеру наряд-заказ, где было сказано только о кузовном ремонте и ни строчки - о мойке машины. В результате она уехала с сервиса на своей «девяносто девятой», вымытой за счет заведения. Пункт 20 «Правил…» гласит: «Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг, а если они уже оплачены - потребовать возврата уплаченных за них сумм».

4. Если вам страсть как хочется посмотреть лично на ремонт своей машины, вы вправе это сделать в любой момент. Согласно пункту 31 «Правил…», потребитель может в любое время проконтролировать ход выполнения работ. Правда, не вмешиваясь в их осуществление. Многие сервисы запрещают клиентам проходить в ремонтную зону без особого приглашения, но этот запрет не имеет под собой никакого юридического обоснования. Напротив - он незаконен.

5. При возвращении машины сервис должен продемонстрировать вам, что ремонтные работы были произведены качественно. Соответственно, клиент должен подписать акт приемки. Юристы рекомендуют отнестись к этой процедуре самым серьезным образом. Все дело в том, что, согласно пункту 35 «Правил…», «потребитель, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки». Так что если вы поспешили и не заметили сразу, что одно из колес прикручено на четыре болта вместо положенных пяти,- пеняйте на себя. Внешний осмотр- если болты не закрыты колпаком - должен был это выявить. Если же недостатки не могли быть обнаружены сразу, то сервис будет вынужден их исправить сразу же по предъявлении вами претензии.

6. Пункт «Правил…» под номером 36 настолько хорош, что может быть приведен почти полностью. «В случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в трехдневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в двукратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем».

Однако юристы говорят, что это положение настолько же хорошо, насколько сложно в реализации. Ясно, что ни один сервис не захочет расплачиваться за помятое по его вине крыло новым автомобилем или двукратной стоимостью старого. Суда здесь не избежать, и специалисты считают, что выиграть его можно только в том случае, если нанесенные сервисом повреждения носили катастрофический характер - после которых автомобиль «восстановлению не подлежит».

7. Даже если сервис не дает никакой гарантии на свои работы и вы подписались под этим утверждением в наряд-заказе, это не снимает с мастеров ответственности за качество ремонта. Согласно пункту 42 «Правил…», предъявить претензии по ремонту машины можно в течение двух лет, но в «разумные сроки». Разумность сроков придется, скорее всего, доказывать в суде. Так что если амортизаторы, например, полетели через месяц после установки, платить за них, скорее всего, придется сервису, а если через полтора года - судебный иск обернется для вас только потерей времени и денег.

8. Каждый автомобилист сохраняет право на своевременное выполнение ремонтных работ, даже если они осуществляются в послегарантийный период. Лучше всего, когда в наряд-заказе указаны сроки выполнения работ: тогда, согласно пункту 50, в случае их несоблюдения можно смело требовать 3% от стоимости работ за каждый день просрочки (но не более 100% от стоимости всех работ).

Хуже (но поправимо), когда сроки обозначены не были. Тут действует принцип «разумности». Вот пример завершившегося в пользу клиента судебного разбирательства. Кузовной ремонт автомобиля Toyota продолжался более пяти месяцев - владельцу говорили, что не могут получить детали из Европы. Клиент обратился к юристам, которые помогли ему составить заявление в суд. Экспертиза показала, что сам ремонт не мог продолжаться больше трех дней, а опрос автомобильных дилеров подтвердил, что ожидание данной детали больше месяца является парадоксальным. В итоге ремонт был сделан за счет сервиса.

www.ip-online.ru