Мир без ГАИ

Прежде чем отправиться в отпуск за рубеж на своем автомобиле, неплохо ознакомиться с некоторыми особенностями правил дорожного движения, которые действуют за пределами российских границ. Обзор посвящен самым популярным у петербургских автомобилистов скандинавским странам.

По большому счету, основные правила движения и дорожные знаки, легитимные в России, соответствуют требованиям международных конвенций «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах». Таким образом, водители, знающие отечественные ПДД, смогут запросто ориентироваться и за границей. Хотя специфические особенности в зарубежных правилах все же существуют. Чаще всего приходится сталкиваться с разными скоростными ограничениями и малоизвестными в России участниками дорожного движения, типа лосей и велосипедистов.

Финляндия

Прежде всего, после пересечения границы нужно забыть любимое российское «если нельзя, но очень хочется — то можно». В Финляндии, да и в других скандинавских странах – «нельзя»!

Итак, то, что обязательно для любого экипажа:
Ремни безопасности. Причем, если они есть на задних местах — пассажиры должны быть ими пристегнуты.
Наличие знака аварийной остановки.
Ближний свет фар должен быть включен круглосуточно. Впрочем, к этой норме российские водители уже привыкли.
С 1 декабря по 1 марта обязательны зимние шины (шипы — дело добровольное). Глубина рисунка протектора должна быть не менее 3 мм (у летних покрышек — не менее 1,6 мм).
Светопроницаемость тонированного ветрового стекла должна составлять не менее 75%, а боковых передних — не менее 70%. Известны случаи, когда автотуристам приходилось удалять тонировку прямо на границе. Кроме того, не приветствуется «тонировка» задних фар.
Любимый многими соотечественниками антирадар лучше оставить дома. В Финляндии — он под строгим запретом!

Особенности национального вождения в Суоми для россиянина могут быть несколько непривычны. Финны ездят спокойно, не превышая дозволенную скорость: в населенных пунктах — от 30 до 50 кмч, на шоссейных дорогах — 80, на автомагистралях — 100 зимой и 120 летом. Об ограничениях всегда напомнят знаки. И даже если впереди трактор, едущий со скоростью 20 кмч, но «обгон запрещен», законопослушный финн будет ехать за трактором, пока запрет не отменится. Это диктуется не только национальным характером, но и внушительными штрафами (за мелкие нарушения — от 40 до 115 евро). Превышение скорости не более чем на 20 км/ч — от 20 евро. За серьезные нарушения штрафы пропорциональны доходам водителя (вплоть до 80 тысяч евро). Взыскания оплачивают в банке по бланку, выданному полицией.

На пешеходных переходах необходимо уступать дорогу не только пешеходам, но и велосипедистам.
На перекрестках с круговым движением преимущество имеет тот, кто уже едет по кругу.

Непривычны для россиян и правила парковки. В стране тысячи озер нельзя парковаться там, где присутствует желтая линия по правому краю дороги или установлен знак, запрещающий стоянку. В крупных городах за неправильную парковку обычно штрафуют в 99 случаях из 100, и штраф может достигать 40 евро. Полностью бесплатные парковки обозначены хорошо известным знаком в виде латинской буквы «P» на синем фоне.

Еще одна типичная особенность финских дорог — это лоси! Множество знаков предупреждает шоферов о возможности столкновения с этими животными, и поэтому предельная осторожность, особенно в темное время суток, необходима. Были случаи, когда столкновение с «рогатым» приводило не только к поломкам автомобиля, но и к человеческим жертвам.

Алкоголь. Формально в стране можно сесть за руль, если в крови содержится до 0,5 промилле алкоголя. Однако «поймать» этот предел непросто даже самим гражданам. Кроме того, полиция проводит на дорогах проверки на предмет выявления любителей покататься «на стакане». Нарушителям грозит минимум крупный штраф, а то и арест, если содержание алкоголя в крови окажется 1,5 промилле и выше.

Кстати, все нарушения ПДД в Финляндии вносят в единый компьютерный банк данных. Грубое нарушение или неоплаченный штраф могут закрыть в дальнейшем въезд не только в это государство, но и в другие страны Шенгенской группы.

Швеция

В стране победившего социализма ПДД несколько строже финских.
Так, алкоголь разрешен лишь в размере 0,2 промилле, что соответствует бутылочке пива емкостью 0,33 л.

Максимальная скорость в населенных пунктах — 50 кмч, внутри компактного жилого квартала — 30 кмч, на обычных дорогах — 70-90 кмч, на автострадах и магистралях общегосударственного значения — 90-100 кмч.
Автомашинам с прицепным жилым вагончиком без тормоза разрешается ехать со скоростью не более 30 кмч, с тормозом — со скоростью 70 кмч.

За превышение скорости не более чем на 30 км водителю грозит штраф до 400 евро. В остальных случаях сумму взыскания уже определяет суд.
Езда с непристегнутыми ремнями запрещена как водителю и пассажиру на переднем сиденье, так и сидящим сзади, если их места снабжены ремнями безопасности. Штраф за это нарушение составляет более 160 евро. А если непристегнутым оказался ребенок, водитель лишится 270 евро.

Как и в соседней Финляндии, и днем, и ночью необходимо ездить с включенным фарами ближнего света, а также пропускать всех, кто едет по перекрестку с круговым движением.

Внимание: разрешено использование боковой полосы для обгона!

Шведы – люди предусмотрительные, поэтому охотно пользуются услугой «страхования от нарушения ПДД», которую предлагают местные страховые компании. Страховой полис стоимостью около 100 евро покрывает три штрафа за превышение скорости в случае, если водитель превысил установленный правилами скоростной режим не более чем на 30 км/ч. Кроме того, за дополнительную плату каждый желающий может застраховаться и от штрафов за неправильную парковку.

По манере вождения, шведы, пожалуй, самые «плавные» во всей Скандинавии. Дело в том, что система подготовки к экзамену включает в себя такое понятие как «планирование». На практике это означает, что на экзамене ученику скажут направление движения, и он должен ехать по знакам, выбирая при этом наиболее оптимальный маршрут без резких перестроений, то есть, занимая правильную полосу иногда за три перекрестка от цели. Считается, что Ваша езда должна быть предсказуема остальными участниками движения. Прежде чем повернуть или сменить полосу, необходимо посмотреть, включить поворотник, досчитать до шести, посмотреть еще раз, проверить мертвую зону и только тогда совершать маневр.

Дания

Велосипедисты – ключевое слово для всех датских водителей. Здесь двухколесные участники движения «равнее всех равных». Абсолютное большинство водителей уступает дорогу им практически на уровне инстинкта. Что и неудивительно — на каждого жителя Дании приходится по одной педальной машине, а велосипедное движение в центре крупных городов составляет до трети общего трафика.

Пару лет назад в стране вступил в действие новый свод наказаний за нарушения Правил дорожного движения, а также введена система регистрации случаев особо грубых дорожных инцидентов. В число их входит, среди прочего, игнорирование водителем обязанности уступить дорогу другим участникам движения, а также агрессивная манера вождения «бампер в бампер», принуждающая водителей перестраиваться в другой ряд. Помимо денежного штрафа, минимальный размер которого составляет около 50 евро, нарушителю присуждается штрафной балл, который заносится полицией в компьютерную картотеку. Местный шофер со стажем лишится своих прав, набрав за 3 года три штрафных очка, а новичкам достаточно будет и двух грубых нарушений в течение того же срока.

В остальном датские ПДД схожи с финскими и шведскими. За исключением того, что гражданам, у которых в крови обнаружат от 0,51 до 2 промилле алкоголя, придётся расстаться со своим месячным окладом, умноженным на число промилле. При этом верхней границы штрафа не существует.

Норвегия

Скоростных шоссе в Норвегии практически нет, они расположены только поблизости от крупных городов. В городах разрешенная скорость — 50 кмч, за их пределами — 80 кмч. На автострадах – 90 кмч. Надо сказать, норвежская полиция очень не любит лихачей, превышающих скорость. Впрочем, и быстро гонять здесь особенно негде: сплошные тоннели и «серпантины» горных дорог.

«Круг» в Норвегии всегда «главная дорога». Более того, норвежские круги имеют меньший диаметр по сравнению с российскими. При съезде с него, по правилам, надо включить правый поворот на несколько миганий.

Очень мало дорог и улиц со знаком «главная дорога», и очень часто выезжающий с «маленькой» улицы на «большую» имеет преимущество, на первый взгляд, не всегда логичное. Поэтому при проезде перекрестков нужно быть очень осмотрительным.

Пешеходов принято пропускать даже вне «зебры» и при малейшем намеке на выход на проезжую часть.

В крупных городах на крайней правой полосе бывают надписи на асфальте Taxi или Buss — полоса только для них. Если вам надо повернуть направо, а крайняя правая полоса для автобусов-такси, то не надо перестраиваться на нее для поворота — поворачивать следует из своей полосы, максимально сдвинувшись вправо!

В Норвегии есть один знак, которого нет в России — белый круг с красной каймой и диагональной красной линией, под которым изображены машина и мотоцикл. Это значит, что под знак могут ехать только автобусы и такси.

Норвежские штрафы – немаленькие. К примеру, проезд на красный свет обойдется примерно в 300 евро, а «за скорость» могут наказать и на 1000 евро. Допустимая норма алкоголя за рулем установлена в размере 0,2 промилле. Превышение наказывается очень сурово – вплоть до тюремного заключения. И еще: на севере Норвегии движение, мягко говоря, малооживленное. Поэтому, если вы заблудились или вам нужна какая-либо помощь, нужно «голосовать» проезжающим автомобилям с дорожной картой в руке. Вежливые потомки викингов, как правило, на этот сигнал всегда останавливаются.

autosphere.ru