По шуму тяжело сказать наверняка не слыша его,может быть много чего,цепь,клапана,вкладыши.
Клапана на твоем моторе регулируются с помощью регулировочных шайб,гидротолкатель который стоит на твоем моторе,выполняет роль демпфера,один толкатель на рокер,каждый рокер на два клапана,естественно само там ни чего не регулируется.
Если клапана там регулировались,то нужно смотреть зазоры,большой тепловой зазор как раз ты и можешь услышать на слух(дизельный цокот) если клапана зажаты сильно,то там уже могут быть последствия,может раздавить толкатель рокера,прогар клапанов.
Если фильтр сильно забит то конечно давление масла упадет,но чем он может быть забит? все масло которое проходит через фильтр,проходит сначала через насос,и если в движке был мусор,песок,стружка и т.д то сначала этот абразив пройдет через роторы насоса,а только потом общим потоком пойдет в фильтр и там останется,естественно после такой терапии узлы насоса изнашиваются.
И вот темку почитай,там человек даже выложил аудио запись,как работает его двигатель,может и ответишь на свои вопросы.
http://www.primera-club.ru/f/engine-...tuchal-sr20ve/